Детский аутизм, лечение иппотерапией

Аутизм или расстройства аутистического спектра  - это гетерогенная группа нарушений развития нервной системы, которые имеют разнообразную этиологию, но характеризуются общими симптомами, связанными с нарушениями социального взаимодействия, общения и поведения (в частности, стереотипность и ограниченность действий или интересов)

аутизм лечение

Иппотерапия -эффективный метод лечения детей с синдромом аутизма

Выделяют следующие виды расстройств аутистического спектра

  • аутистическое расстройство (синдром Канера);
  • синдром Аспергера;
  • неклассифицируемое первазивное расстройство развития (PDD-NOS);
  • синдром Ретта;
  •  детское дезинтегративное расстройство

Распространенность аутизма ежегодно растет во всех странах мира в том числе в Украине и на сегодняшний день составляет 1:39 – 1:80 детей.  Дети, страдающие аутизмом как правило имеют ряд общих симптомов в следующих сферах:

1) социальное взаимодействие и отношения:

  • проблемы с развитием невербальных навыков общения, таких как зрительный контакт, выражение лица и поза;
  • неспособность установить дружеские отношения с детьми своего возраста;
  • отсутствие заинтересованности в разделении удовольствием, интересами или достижениями с другими людьми;
  • отсутствие эмпатии: дети, страдающие аутизмом, могут испытывать  трудности с пониманием чувств другого человека, таких как боль или печаль;

2) вербальная и невербальная коммуникация:

  •  задержка развития или отсутствие экспрессивной речи;
  •  проблемы с началом и поддержкой диалога;
  • стереотипное и повторяющееся использование языка, эхолалии;
  • сложность понимания речи, сложности с восприятием абстрактных понятий, юмора.

3) ограничение интересов в деятельности или игре

  • необычная фиксация на деталях: дети раннего возраста, страдающие аутизмом, часто сосредотачиваются на деталях игрушек, таких как колеса у автомобиля, а не играют со всей игрушкой:
  • фиксированность на определенных интересах, например видеоигры, номерные знаки, расписания движения транспорта и т.д .;
  • потребность в стереотипности и однообразия схем поведения, ритуалах: например стереотипность и однообразие пищевых привычек, маршрутов прогулок или дороги в садик:
  • стереотипное поведение: раскачивание, хлопки в ладоши, прыжки на месте хлопанье рук.

 

На сегодняшний день существуют  более 70 (!!!) методов лечения методов лечения аутизма:

  • поведенческая терапия по специальным программам (АВА, TEACCH), речевая терапия, сенсорная интеграция и др.;
  • медикаментозная терапия: (антиконвульсанты, психостимуляторы (метилфенидат); селективные ингибиторы обратного захвата серотонина; атипичные антипсихотики;
  •  диетотерапия (безглютеновая, безказеиновая диеты, лечение пробиотиками);
  • дополнительные и нетрадиционные методы лечения (анималотерапия, выведение тяжелых металлов и.т.п)

 

Иппотерапия для детей с аутизмом


Преимущества иппотерапии в реабилитации детей с аутизмомом:

  • метод иппотерапии  сочетает физическую и психоэмоциональную реабилитацию  с тренингом социальных, коммуникативных, когнитивных и речевых навыков;
  • метод безопасен для детей и не имеет побочных эффектов – не противопоказан Унифицированным протоколом оказания помощи детям с аутизмом  (приказ МОЗ от 15.06.2015 № 341);
  • доказано позитивное влияние физических методов реабилитации  на речевые, когнитивные функции, поведение у детей с РАС (В.И. Козявкин, 2015 –  результаты наблюдения 385 детей с РАС, которые получали лечение по системе интенсивной нейрофизиологической реабилитации);
  • доказательная база эффективности иппотерапии увеличивается с каждым годом – растет количество исследований в зарубежных странах.

Механизмы позитивного влиянии иппотерапии:

  • колебания лошади  в трех плоскостях усиливают интенсивность афферентных импульсов, поступающих в  головной мозг от проприорецепторов;
  • активизируются механизмы поддержания позы и равновесия, нормализуется мышечный тонус;
  • термическое влияние тела лошади и массаж крупными мышцами тела ребенка;
  • психо-эмоциональное влияние от общения с лошадью

В ходе реабилитации детей с аутизмом проводятся:

  • тренинг речевых навыков;
  • тренинг коммуникативных навыков;
  • тренинг социальных навыков и самоконтроля,
  • формирование мотивационной сферы

Ежегодно на базе  иппотерапевтического центра «Спирит» проходят реабилитацию более 100 детей с РАС

В ходе реабилитации наблюдается:

  • нормализация мышечного тонуса;
  • улучшение крупной и мелкой моторики кисти;
  • коррекция осанки;
  • снижение гиперактивности, улучшение самоконтроля;улучшение речевого развития, понимания инструкций, социальных норм, увеличение активного словарного запаса;
  • редукция аутистической симптоматики: улучшение коммункиативных навыков, уменьшение стереотипного поведения.