Реабилитация детей инвалидов

Реабилитация детей инвалидов — это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления функции, нарушенной вследствие заболевания или травмы, либо оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида с активной интеграцией его в общество. Реабилитация как наука рассматривает не только состояние органов и систем организма, но и его функциональные возможности в повседневной жизни после завершения лечения. При оценке восстановления больных и инвалидов интегральной характеристикой, на которую ориентирована реабилитация, является качество жизни.

Иппотерапия для детей


реабилитация детей инвалидов
 

Иппотерапия является эффективным методом реабилитации детей-инвалидов.

Общепризнано, что иппотерапия является одним из наиболее эффективных методов реабилитации. Иппотерапия -это организованный комплекс физических упражнений на специально обученной лошади, который направлен на лечение, а так-же эмоциональную и физическую реабилитацию инвалидов, включая детей-инвалидов. В основе иппотерапии лежит использование движений лошади для восстановления функций организма человека.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире более 650 миллионов людей с ограниченными возможностями из которых 200 миллионов составляют дети инвалиды. Дети инвалиды могут развиваться и раскрывать свой потенциал только при условии доступа к реабилитационным мероприятиям. Реабилитация для детей или детская реабилитация включает в себя все услуги, предоставляемые детям инвалидам от младенческого до подросткового возраста. К реабилитации детей инвалидов относится любая помощь, необходимая для социальной адаптации детей, а не только физическая реабилитация.

Цель детских реабилитационных мероприятий является уменьшение последствий нарушенного функционирования частей тела и систем организма; содействие развитию детских способностей и участия детей инвалидов в различных мероприятиях; улучшение их качества жизни, образование семей и других лиц, обеспечивающих уход  (Organizacion Mundial де ла Salud, 2001). Концептуальные основы, а также подходы, используемые в реабилитации детей инвалидов очень похожи на те, которые используются в реабилитации для взрослых. Реабилитационные услуги для детей должны быть доступны, целостны, междисциплинарны, организованны и интегрированы.

Таким образом в реабилитации детей инвалидов могут принимать участие люди различных специальностей: врачи,  реабилитологи, физиотерапевты, учителя, социальные работники, психологи. Дети-инвалиды нуждаються в реабилитационной помощи с участием команды профессионалов различных специальностей. Например, дети, нуждающиеся в реабилитации, могут иметь задержку в развитии, различные синдромы нарушения речи или интеллекта  или двигательных нарушений вследствие детского церебрального паралича.

Очень важным моментом является создание индивидуальной программы реабилитации для каждого ребенка и его семьи.  В зависимости от потребностей ребенка в программу реабилитации могут быть включены различные методики физического восстановления, медицинская помощь различных специалистов, консультации психолога, иппотерапия, логопеда, специального педагога, ортопедическая помощь или протезирование, консультирование  и обучение семьи ребенка. Таким образом, планирование реабилитационных услуг для детей,  представляет собой сложное мероприятие, предназначенное для  детальной разработки   помощи ребенку в долгосрочной перспективе. Важным моментом является раннее начало восстановительных мероприятий. Программы раннего вмешательства помогают преодолевать ограничения функция ребенка и предупреждать их последствия. Также семья ребенка с инвалидностью, которая участвует в  раннем вмешательстве, менее подвержена стрессу,  более сплоченна и настроена на преодоление стоящих перед ней проблем. Чем более семья ребенка информирована о его диагнозе, симптомах и течении заболевания, возможностях реабилитации, тем меньше стресса, тревоги и дезадаптации испытывают ее члены.

Некоторые причины инвалидности у детей могут быть  установлены (например, синдром Дауна или ДЦП), в то время как этиология и факторы риска для некоторых других заболеваний не были идентифицированы (например, нарушения коммуникации связанные с аутизмом). Основные причины и заболевания, приводящие к необходимости реабилитации различны для детей и взрослых. У детей, причины инвалидности, наиболее часто врожденные (например, пороки развития головного мозга или последствия гипоксии во время беременности и родов), в то время как у взрослых эти причины чаще приобретенные (например, инсульты, черепно-мозговые травмы). Что касается прогноза, течение и последствия болезни или травмы у детей зависят от многих факторов, которые часто трудно предсказать.

Симптомы заболевания у детей инвалидов  и их потребность в  реабилитационных услугах очень разнообразны. Основные причины инвалидности у детей:

- детский церебральный паралич;

- врожденные пороки развития;

- генетические синдромы;

-врожденные нарушения обмена веществ;

- нервно-мышечные заболевания

- умственная отсталость;

- аутизм;

- нарушения зрения, слуха;

- заболевания органов дыхания;

- заболевания системы крови и онкологические заболевания;

- сахарный диабет;

- заболевания органов пищеварения и т.д.

Растет количество детей с врожденными пороками развития, нарушениями обмена веществ, нервно-мышечными заболеваниями, генетическими синдромами. Также в современном обществе сущетсвует множество проблем связанных с хроническими заболеваниями у детей (например, астма, аллергия или ожирение).   Кроме того,  каждый год появляются новые технологии и новые виды реабилитации, которые помогают детям-инвалидам приобрести новые навыки  (например, использование ботулинического токсина для уменьшения спастичности). Постоянное развитие новых технологий, рост числа детей инвалидов, заставляет сферу реабилитации двигаться вперед, динамично развивается в соответствии с новыми требованиями.

Практика реабилитационного центра "Спирит" показывает, что при условии систематических занятий, даже случаи, характеризуемые как "средней тяжести", можно вывести практически в нуль, к уровню здорового ребенка. Естественно, достижение такого результата требует целого комплекса занятий с ребенком, необходимым элементом которых является иппотерапия. Но достижение таких результатов реально.