Реабилитация детей с ДЦП

Реабилитация (при ДЦП) является необходимым элементом целого комплекса занятий и процедур, направленных на лечение ДЦП. А иппотерапия для детей с ДЦП является одним из наиболее эффективных методов реабилитации. Детский церебральный паралич - это сборная группа устойчивых непрогрессирующих двигательных синдромов (парезы, параличи, гиперкинезы, атаксия, другие) в сочетании с психическими, речевыми нарушениями, реже эпилептическими припадками, ликвородинамическими расстройствами или без них, которые являются следствием органического поражения центральной нервной системы в пренатальном , интранатальном и раннем неонатальном периоде.

реабилитация ДЦП

Иппотерапия является эффективным методом реабилитации ДЦП.

Диагноз ДЦП обычно устанавливается в конце первого - втором году жизни ребенка при формировании стойкого дефекта в двигательной системе. Распространенность ДЦП составляет от 1,5 до 3,0 - 5,0% о (в Украине - 2,6 - 2,7% о). Чаще такой диагноз регистрируется у детей, родившихся недоношенными.

Среди известных этиологических факторов подтверждена роль антенатального поражения (внутриутробные инфекции, пороки развития мозгаз, гипоксия и ишемия), натального (родовая травма, асфиксия) и постнатального (гемолитическая болезнь новорожденного, инфекции). Преобладающим является гипоксический  фактор повреждения структур головного мозга, который приводит к морфологическим изменениям мозгапри ДЦП: внутричерепные кровоизлияния, мультикистозная энцефаломаляция, перивентрикулярная лейкомаляция.

 Стадии ДЦП

И. Ранняя стадия (с трех недель жизни до 3 - 4 месяцев). По окончании острого периода перенесенной патологии в клинической картине отсутствуют признаки компенсации: наличествуют вегетативные расстройства, нистагм, судороги, внутричерепная гипертензия, синдром двигательных нарушений (мышечная гипо- атония, дистония, пирамидная недостаточность, задержка темпа угасание физиологических рефлексов, другие).

ИИ. Начальная резидуальная стадия (с 5 - 6 месяцев до 3 - 4 лет): формируются стойкие органические двигательные расстройства (спастические парезы, параличи, гиперкинезы, атаксия, другие), патологические двигательные стереотипы. Объективно диагностируется отставание ребенка в статокинетическом развитии, задержка редукции позотонических рефлексов.

ИИИ. Хроническая резидуальная стадия (после 3 - 4 лет). Характеризуется конечным оформлением патологического двигательного стереотипа, формированием контрактур и деформаций, дальнейшим клиническим определением других синдромов: эпилептического, гидроцефального, микроцефального, когнитивных, поведенческих и речевых расстройств, нарушение функции зрения, других.

Формы детского церебрального паралича

Спастическая диплегия (синдром Литтла) преимущественно диагностируется у детей, родившихся недоношенными (последствия внутрижелудочковых кровоизлияний, других факторов). При этой форме самом деле наблюдается тетрапарез, однако преобладает мышечная спастика в ногах. Эта форма относится к наиболее благоприятных по отношению к возможностям социальной адаптации. Наблюдаются задержки психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия, косоглазие и другие.

Двойная гемиплегия - это самая тяжелая форма ДЦП, которая чаще является следствием хронической пре- перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. Клинически диагностируются спастическая тетраплегия (тетрапарез), псевдобульбарной синдром, когнитивные расстройства, речевые нарушения, элементы экстрапирамидной недостаточности. У большинства детей отмечаются эпилептические припадки.

Спастическая гемиплегия - вариант ДЦП, который формируется при преимущественном поражении одного из полушарий головного мозга (результат действия фокального фактора: гематома, ишемия, порэнцефалия или другие врожденные пороки). Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (тип Вернике-Манна), задержкой психического и речевого развития. При этой форме нередко встречаются фокальные эпилептические припадки.

Дискинетический (гиперкинетический) вариант ДЦП - один из возможных последствий перенесенной гемолитической болезни новорожденных, которая сопровождалась развитием "ядерной" желтухи. При этой форме преимущественно повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. В клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоза, торсионная дистония (у детей первых месяцев жизни - дистонические атаки), дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, является прогностически благоприятным по отношению к социальной адаптации, обучению.

Атоничная-астатический вариант ДЦП. Наблюдается при преимущественном повреждении мозжечка и мозжечковых путей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врожденного порока развития. Клинически характеризуется классическим симптомокомплесом: мышечная гипо- атония, атаксия и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия, другие). Пересматривается возможность возникновения этого варианта ДЦП при повреждении коры головного мозга (преимущественно лобной доли). В последнем случае кроме наличия мышечной гипотонии и астазия - абазии возникают когнитивные расстройства - разные степени олигофрении, что конечно делает невозможным постановку диагноза ДЦП.

Смешанные формы. Несмотря на возможность диффузного повреждения всех трех двигательных систем головного мозга: пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой выше указанные клинические симптомокомплексы уверенно позволяют у подавляющего большинства случаев диагностировать конкретную форму ДЦП. Последнее положение является важным по отношению к сдаче реабилитационной карты больного.

       Основными проблемами у больных ДЦП есть сложности с вертикализации, с поддержанием равновесия, выполнением целенаправленных действий, а также с произвольными движениями в пораженных конечностях. В настоящее время существуют различные способы реабилитации больных с данным заболеванием. Кроме занятий лечебной физкультурой, курсов массажа, различных физиотерапевтических процедур, перспективным является применение гимнастического комплекса упражнений в бассейне, лечение лекарственным средством, содержащим ботулиновый токсин (препарат Botox), комплексная лазеротерапия, хирургическая коррекция.

      Однако все эти методики позволяют уменьшить мышечный тонус, увеличить объем пассивных движений, но не помогают приобрести новые активные двигательные навыки. такими возможностями обладает верховая езда на лошади. Именно многогранность влияния, одновременного сочетания повторяющихся разнонаправленных движений тела, легкого массажа внутренней поверхности ног, положительного психотерапевтического эффекта от общения больного ребенка с лошадью определяют уникальность иппотерапии.

    Общий принцип устранения нарушений при ДЦП заключается в том, что сначала пассивно, а затем пассивно-активно отдельным частям тела пациента придаются положения, противоположные существующим установкам. важно разрушить механизмы непроизвольного, одновременного движения в пораженной и здоровой конечностях, характерные для заболевания. Как известно, что идет лошадь передает всаднику более ста различных движений. Преимущество иппотерапии заключается в возможности многократного повторения всех этих движений, при этом удается избежать монотонности, как при занятиях на тренажере - лошадь не может надоесть. Повторяющиеся колебательные движения тела носят диагональный характер, в виде чередующихся растяжения, сжатия, вращения отдельных частей тела. Разнонаправленные действия ребенка, выполняемые на коне, помогают ему осознать движение, научиться регулировать мышечный тонус и приобрести необходимые двигательные навыки. Выполнение упражнений, направленных на выпрямление туловища, позволяет осуществить коррекцию равновесия и двигательной активности в соответствии с физиологическим развитием.

         Залогом уверенной посадки на лошадь является расслабленное положение всадника, позволяет правильно реагировать на все движения животного. На занятиях больные ДЦП учатся расслабляться, что способствует в конечном итоге уменьшению тонуса мышц. Родители, чьи дети занимаются на коньках, единодушно отмечают значительное улучшение их эмоционального и физического состояния. Большинством определено в первую очередь улучшение осанки, более правильное положение спины при ходьбе. Обращает на себя внимание расширение возможностей в разведении и отводе ног в стороны, способствует улучшению ходы ребенка. Занятия проходят в игровой форме. Игры и упражнения способствуют адаптации всадника, преодолению страхов высоты, необычного положения, движения лошади под всадником. В дальнейшем, когда адаптационный период до верховой езды проходит, игры помогают разнообразить занятия, сделать их интересными и максимально полезными для всадника. К сожалению, мышечный тонус может снова повышаться при отсутствии регулярных реабилитационных мероприятий. Безусловно, процесс реабилитации больных, страдающих ДЦП, носит длительный характер, что требует настойчивости и целеустремленности, как от детей, так и от их родителей. На основе наблюдений, можно говорить о следующих изменениях:

• Снижение количества и амплитуды гиперкинезов;

• Уменьшение проявления атаксии;

• Увеличение объема движений в суставах, а также определенных случаях возникновения движения в бывших ранее неподвижными суставах

• Снижение патологического тонуса

• Улучшение походки;

• Более качественное выполнению физических упражнений, в том числе управления лошадью;

• Восстановление и формирование прикладных двигательных актов (сидения, стояния, ходьбы, манипуляции с предметами и т.д.);

• Снижение реактивности и тревожности;

• Улучшение самочувствия, активности и настроения;

• Отчетливая тенденция к проявлению самостоятельности и независимости.