Психомоторное развитие ребенка, лечение иппотерапией.

Психомоторное развитие ребенка – это очень обширное понятие, которое включает в себя такие направления:

  • развитие двигательных функций (крупной моторики);
  • развитие ловкости рук, координации движений (мелкой моторики);
  • развитие активной речи и ее понимания;
  • осознание взаимосвязи между явлениями и предметами (развитие мышления);
  • умение общаться с людьми (развитие социальных и комуникативных функций);
  • развитие самостоятельности в своих действиях.

Развитие ребенка – непрерывный процесс, который тем не менее проходит обязательные этапы. Для характеристики развития применимо понятие скорости, или темпа, созревания. Темп характеризует интенсивность процессов возрастного развития нервной и других систем организма на отдельных этапах развития. Темп возрастных преобразований изменяется в ходе развития, и ребенок переживает периоды ускорения и замедления биологического созревания.

психомоторное развитие ребенка

Иппотерапия -эффективный метод психомоторного развития ребенка

Выделяют следующие области развития ребенка:

  1. Физическое развитие – изменение тела и физических функций организма;; мелкой и грубой моторики, координации движений, ловкости
  2. Развитие когнитивных функций – развитие познавательных функций таких как внимание и память, мышление, воображение, интеллект, творчество, экспрессивная и импресивная речь.
  3. Эмоциональное и социальное развитие – развитие эмоциональных реакций, самоосознания, чувств, социальной реципрокности, установление близких отношений, моральное поведение.

Периоды развития ребенка:

1) Пренатальный период – от оплодотворения яйцеклетки до появления ребенка на свет. В этот период плод наиболее уязвлен к влияниям агрессивных факторов внешней среды. В этот период реализуются хромосомные поломки и генетические аномалии.
2) Младенчество – рост и развитие нервной системы, появление двигательных и когнитивных способностей, речи, привязанности к окружующим.
3) Раннее детство - от 2 до 6 лет, происходит изменение тела, оно становится длиннее и тоньше, совершенствуются навыки грубой и мелкой моторики, происходит первичная самоидентификация; более интенсивное развитие мышление и речи, общение со сверстниками;
4) Среднее детство – 6-11 лет, мыслительные процессы продолжают совершенствоваться, устанавливаются отношения со сверстниками, увеличивается запас слов;
5) Подростковый возраст – 11-20 лет. Промежуточный период между детством и взрослостью. 
Происходит половая зрелость. Формируется абстрактное мышление, моральные ценности, цели.

Развитие мелкой и грубой моторики на протяжении первых 2 лет жизни:

  • 6 нед. – удерживает голову в вертикальном положении;
  • 2 мес. – поднимается на руках, лежа наживоте;
  • 2 мес.- поворачивается с бока на спину;
  • 4,5 мес.- поворачивается со спины на живот;
  • 4 мес. – берет игрушки в руки;
  • 7 мес. – садится самостоятельно;
  • 7 мес. – ползает;
  • 8 мес. – пытается вставать на ноги;
  • 10 мес. – играет в ладушки;
  • 11 мес. – встает на ноги;
  • 12 мес. - самостоятельно ходит;
  • 14 мес. – рисует каракули;
  • 16 мес. – поднимается по лестнице с помощью;
  • 23 мес. – прыгает на месте;
  • 25 мес. –ходит на носках.

Следует помнить, что приведенные нормы являются средними для детей и могут колебаться у каждого ребенка в достаточно широких рамках. Только квалифицированный специалист по развитию ребенка может установить у ребенка факт задержки психического или двигательного развития. Важно, что ребенок с признаками задержки развития обязательно должен быть осмотрен детским неврологом так как задержка психомоторного развития – один из наиболее частых симптомом заболеваний нервной системы у детей. Иппотерапия является высокоэффективным методом реабилитации детей с задержкой физического и психического развития.

Иппотерапия позитивно влияет на:

  • координацию движений;
  • мышечный тонус;
  • постуральный контроль;
  • силу мышц туловища, осанку

В процессе занятий происходит интенсивная стимуляция мышц и нервных окончаний ребенка, что приводит к нормализации мышечного тонуса, увеличения силы мышц, улучшение координации движений. В итоге у ребенка улучшается контроль над собственным телом, происходит выработка новых двигательных навыков, их закрепление, он становится более самостоятельным в повседневном функционировании.