Умственная отсталость у детей, лечение иппотерапией.

Понятие «умственная отсталость» рассматривается как стойкое нарушение познавательной деятельности на основе органического поражения центральной нервной системы.

умственная отсталость у детей

Иппотерапия - эффективный метод работы с детьми с умственной отсталостью

Умственная отсталость делится на два вида: олигофрения и деменция, отличающиеся по времени возникновения и протекании.

По степени тяжести психического недоразвития различают три группы олигофрении:

1. Глубокая степень. Характеризуется практически полным отсутствием речи (запас слов до 20) и глубоким слабоумием. Больные не понимают окружающих; тянут, что попадет им в рот; сидя в постели, однообразно бессмысленно делают те же движения туловищем.

2. Средняя степень. При имбецильности больные владеют языком, но обычно косноязычные, их словарный запас невелик, могут приобретать простейшие знания и заниматься элементарной работой. Часто такие дети могут быть агрессивны. Нередко в них повышенное половое влечение.

3.Легкая степень. При дебильности имеет место конкретный уровень мышления, затруднение абстрагирования, затруднение обучения. Больные недостаточно критичны в отношении своих возможностей. В обращении больные могут быть легко возбудимы.

При этом заболевании отмечается недоразвитие моторики, восприятия, внимания, памяти, понятийного, абстрактного мышления. Больные затрудняются отвлечься от конктретных второстепенных деталей, выделить значимые признаки, смысловые связи. Они часто предлагают конкретно-ситуационное объединение предметов в группы. Сравнивая конкретные понятия, устанавливают различия в основном по второстепенным признакам. Сходство определить затрудняются. Могут проводить сравнение, классификацию предметов по несоответствующим признакам, часто это вызвано несформированностью общих представлений о предметах и ​​понятия, ограниченностью словаря, скудостью общих сведений об окружающей.

Среди причин возникновения дебильности в первую очередь выделяют наследственные факторы (ферментопатии, эндокринопатии, микроцефалия) и различные неблагоприятные влияния на плод в период внутриутробного развития. К последним можно отнести инфекционные заболевания, перенесенные матерью в
период беременности (краснуху, токсоплазмоз, корьцитомегалиюсифилис); 
резус-конфликт, фетоплацентарную недостаточностьгипоксию плода; токсические воздействия на плод, при употреблении беременной наркотических веществ, алкоголя, табака, некоторых медикаментов.

 Умственная отсталость может возникнуть как следствие родовой травмыасфиксии новорожденноговрожденной гидроцефалии, перенесенных в раннем детстве инфекционных поражений ЦНС (энцефалитагнойного менингита, менингоэнцефалита) и тяжелых черепно-мозговых травм.    

В большинстве случаев умственная отсталость выявляется, когда ребенок начинает учиться в школе.  Такой ребенок должен быть осмотрен неврологомпсихологом и психиатром, при нарушениях речи — логопедом. Диагностировать дебильность помогает проведение психометрии, психологических тестов с сюжетными картинками и экспериментов по классификации изображений.

 В неврологическом статусе у страдающих умственной отсталостью обычно не выявляются какие-либо патологические отклонения, в том числе и нарушения моторики. В большинстве случаев отмечается недостаточно выразительная мимика и ограничение мелких дифференцированных движений. Для более глубокой оценки состояния ЦНС имеющим умственную отсталость пациентам проводится электроэнцефалография, , по показаниям — МРТ головного мозга.

Устанавливая диагноз «дебильность» ребенку, врач должен исключить наличие у него пограничной умственной отсталости, обусловленной задержкой нервно-психического развития на фоне нормального умственного потенциала. Кроме того, умственную отсталость необходимо дифференцировать от снижения интеллекта, развивающего на фоне шизофрении и эпилепсии раннего детского возраста, аутизма.

Над проблемой социальной адаптации пациентов с дебильностью совместно работают специалисты в области педиатрии, социальной психологии, педагогики, детской неврологии и психиатрии.

Иппотерапия и  лечебная верховая езда могут играть важную роль в реабилитации ребенка с умственной отсталостью. Иппотерапия стимулирует развитие ребенка, дает мощный психологический импульс, снижает напряжение и улучшает самооценку ребенка.

Она играет особую роль именно в интеграции такого ребенка в социум, так как зачастую из-за определенного образа жизни, который ориентирован на его заболевание, он мало контактирует со здоровыми людьми.

В иппотерапевтическом центре «Спирит» дети с умственной отсталостью различной степени тяжести и происхождения получают квалифицированную  реабилитационную помощь, а их родители необходимую психологическую поддержку и внимание.