Задержка психического развития (ЗПР) у детей

В зависимости от причины возникновения и их сочетания разделяют несколько форм задержки психического развития. Каждая из них требует различной тактики обучения и воспитания. Одни формы задержки психического развития позволяют обучать ребенка в массовой школе, придавая ей необходимую индивидуальную помощь. В других - успешное обучение ребенка может обеспечить специальная школа или класс.

задержка психического развития

Иппотерапия -эффективный метод лечения детей с задержкой психического развития

Различают следующие формы задержки психического развития у детей.

1. Конституционно обусловлена ​​форма задержки психического развития.

Она обусловлена ​​замедленностью и неравномерностью созревания различных систем детского организма. Ребенок физически и психически развивается медленнее, чем другие дети, особенно отстает эмоционально-волевая сфера.

В основном задержка психического развития этой формы не бывает слишком глубокой, ребенка нельзя считать больным и при должном индивидуальном подходе со стороны учителя она выравнивается в условиях общеобразовательной школы. Конечно, есть все основания полагать обучения таких детей на год позже, в течение которого малыша нужно тщательно готовить к школе в семье или в детском саду. Родителям ребенка следует поддерживать тесную связь со школьным психологом, воспитателем.

2. Соматически обусловлена ​​задержка психического развития. То есть обусловленная соматическим состоянием (различные хронические инфекции, аллергические состояния, пороки сердца и др.). Центральная нервная система ребенка не поражается прямо болезнью, но страдает от истощения детского организма в целом. Болезнь снижает психический тонус ребенка, делает его вялым, невосприимчивым к различным впечатлениям. Постоянный страх за здоровье и жизнь малыша заставляет родителей снижать требования к нему, удовлетворять все его желания, а это формирует пассивность, безынициативность, эгоизм, отгораживает ребенка от жизни.

3. Психически обусловленная ​​задержка психического развития возникает вследствие дефицита общения в раннем детстве, отсутствие материнской заботы, любви. Особенно часто это случается в детдомах, где детям обеспечивают определенный уровень физического ухода, но живут они в изоляции от окружающего мира и страдают от недостатка индивидуальной теплой внимания близких, взрослых. Конечно, тяжелые психические условия  могут быть для ребенка и в семье, где постоянные конфликты, ссоры, пьянство.

4. Церебрально-органическая форма задержки психического развития. Это наиболее распространенная и тяжелая форма задержки психического развития, которая связана с поражением головного мозга.

Отклонения в функционировании нервной системы свидетельствуют о вредном влиянии на мозг плода или новорожденного ребенка различных факторов. Например, сердечно-сосудистая недостаточность, заболевания печени, почек, эндокринной системы, вирусные инфекции, токсические вещества, наркотики, никотин, алкоголь, некоторые лекарственные препараты.

Дизонтогенез психики выражается (проявляется) в нарушениях темпа, сроков ее развития в целом и отдельных составных частей, а также в диспропорциях компонентов развивающейся психики.

Клинические формы патологии психического развития (психического дизонтогенеза) могут быть систематизированы следующим образом:

  • Умственная отсталость
  • Задержки психического развития (пограничные и парциальные)
  • Искажения и другие нарушения психического развития

o          Аутистические расстройства

o          Акселерация

o          Психический инфантилизм

o          Соматопатии

o          Гиперкинетический синдром

o          Особые формы психического дизонтогенеза у детей из групп высокого риска по психической патологии

Нарушение речевого развития и звукопроизношения имеют диапазон от простой замены звуков к невозможности понимать или использовать речь во время коммуникации. Некоторые нарушения звукопроизношения связаны с проблемами слуха, неврологическими расстройствами, повреждениями мозга, задержками умственного развития, физическими расстройствами, такими как расщепление губы или неба. Однако, часто природа этих нарушений неизвестна.

Более 50% дошкольников и 17% школьников младшего школьного возраста имеют различные нарушения речевого развития (часть из которых к концу обучения в начальных классах преодолевает это расстройство). Эти данные не учитывают детей, в которых эти нарушения являются второстепенными, а в качестве первичного выступает, например, глухота. Нарушение речевого развития может сопровождать другие расстройства, такие как задержка умственного развития, аутизм или церебральный паралич. По разным статистическим данным известно, что на расстройства в коммуникации (нарушения речи, речи) страдает каждый десятый.

Считается, что коммуникативные способности ребенка замедлены, когда она заметно отстает от своих сверстников в развитии речевых навыков. Иногда ребенок может иметь лучше развитые способности к пониманию, по сравнению с возможностями высказываться, однако, это случается редко.

Нарушение речевого развития могут быть связаны со способностью понимать и / или употреблять слова в контексте, как вербально, так и не вербально. Среди речевых расстройств - неправильное использование слов или их значений, невозможность высказывать мнение, использование неправильных грамматических форм, обедненный словарный запас; дети могут видеть или слышать слово, однако не понимать его значение; окружающие иногда могут не понимать, что пытается сказать ребенок. Одна или комбинация таких характеристик может наблюдаться у детей, страдающих задержкой речевого развития.

У детей с нарушением речи, по сравнению с нормальным развитием, формирования трудовых и учебных навыков происходит значительно медленнее. Долгое время движения детей остаются неуклюжие, нечеткие. В них часто наблюдается нарушение моторики, что является следствием недостаточного развития тактильно-моторных ощущений, необходимых для организации любой деятельности. Эти нарушения, прежде всего, влияют на способность детей к рисованию, ручному труду. Также дети во время освоения нового навыка очень быстро устают. Даже тогда, когда достаточно владеют элементарными техническими приемами, они не проявляют достаточной настойчивости на занятиях. В них заниженная критичность к собственной и чужой работы.

Иппотерапия воздействует на организм человека через два фактора: психогенный и биомеханический. 

При лечении задержки психического и речевого развития активно используются оба фактора.

Биомеханическое влияние иппотерапии происходит посредством влияния движений лошади через стимуляцию периферической неверной системы и приводит к улучшению созревания речевых центров головного мозга.

Психогенный фактор – это занятия в дружеской, принимающей атмосфере, общение с инструкторами и лошадью, которые  позволяют ребенку расслабится, сбросить повышенное напряжение, эмоциональную зажатость и в таких условиях значительно улучшить свои познавательные и речевые навыки.